aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap
aaaep.rusitemap

Ассоциация выпускников американских программ обмена

в сфере культуры и образования (СООО «АВАПО»)

Коммунитаризм

Коммунитаризм - новая парадигма социального устройства

http://dps.smrtlc.ru/Int_Encycl/Communitarism.php

 

КОММУНИТАРИЗМ (COMMUNITARIANISM) - убеждение, что люди могут воспитать в себе хорошие качества характера и прожить содержательную жизнь, главным образом, вступив в объединение или союз, которому свойственна близость отношений, общие моральные устои, долгосрочные взаимные обязательства, чувство товарищества и гражданственность.

 

"Коммунитариани́зм (от англ. communitarian) — идеология конца XX века, стремящаяся к сильному гражданскому обществу, основой которого являются местные сообщества и неправительственные общественные организации, а не отдельные личности. Коммунитаризм выступает за предоставление бесплатного образования, программы по повышению нравственности и защиту окружающей среды. Он жёстко увязывает права личности и права предпринимателей с социальной ответственностью и допускает их ограничение в тех случаях, когда они предоставляются обществом и реализуются за счёт государства." Википедия

 

Некоторые из современных исследователей проблемы подчеркивают значимость личностных аспектов, таких как принадлежность к семье и местной общине, в то время как другие обращают большее внимание на общественно значимые аспекты, в частности участие в общественных процессах и гражданское самосознание.

Особое внимание к коммунитаризму в конце XX в. обусловлено разочарованием в современном либерализме и его крайними проявлениями. Либерализм возник как отдельное политико-философское направление в XVI-XVIII вв. Его основными представителями считаются Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), хотя многие другие авторы также внесли существенный вклад в развитие данной теории. Среди принципов либерализма следует отметить следующие: 

 

(1) людей разъединяют ненависть, страх, жадность, алчность и другие страсти, которые разрушают их общность (Гоббс), а также их неудовлетворенные потребности (Локк); 

 

(2) жизнь отдельного человека первична по сравнению с существованием гражданского общества, являющегося материальным воплощением человеческих решений, созданным для защиты "естественных" прав каждого индивида на жизнь, свободу и собственность; 

 

(3) такие общества представляют собой объединения людей, в соответствии с "социальным контрактом" формирующих правящий строй, цель которого - обеспечить максимальную защиту прав людей; 

 

(4) человеческие существа действуют под влиянием страстей, а не разума. Таким образом, политику либерализма можно охарактеризовать как взаимодействие противоборствующих необузданных интересов. Управление сводится к руководству или манипулированию соперничающими сторонами во имя сохранения мира и защиты прав человека.

 

Либеральная философия составляет теоретическую основу Декларации независимости США (1776) и основных статей Конституции 1789 г. Во время процесса ратификации (1787-1788) представители штатов, выступавшие против Конституции, выражали озабоченность по поводу того, что ее либерально-экономические положения будут способствовать распространению пороков и роскоши и приведут к коррумпированности общества. Они вынудили федералистов, поддерживавших Конституцию, признать, что стабильное общество должно основываться на добродетели его членов. Таким образом, создатели Конституции в ходе дебатов обращались среди всего прочего и к понятиям коммунитаризма.

 

Сторонники теории коммунитаризма XX в. вернулись к этому спору. Они полагают, что увлечение либерализмом зашло слишком далеко. Он способствовал неуклонному распространению в американском обществе стяжательства, жажды наживы, политического цинизма. С течением времени данные факторы стали преобладать над более глубинными общественными сторонами жизни и привели к утрате жизненных устоев и духовному обнищанию многих американцев.

 

Коммунитаризм обвиняет крайний либерализм во многих грехах, включая высокий процент разводов, рост преступности несовершеннолетних и самоубийств. Ему также вменяют в вину растущую алчность, 
политическую коррупцию, разложение общественных институтов, ухудшение состояния окружающей среды и общее падение морали.

 

В основе своей коммунитаризм можно прямо противопоставить вышеупомянутым принципам либерализма. 

Во-первых, люди в принципе не являются отчужденными и изолированными. Скорее, их тесно связывают многочисленные и разнообразные межличностные отношения, которые в конечном итоге формируют их жизнь. 

 

Во-вторых, эти взаимоотношения в основном и определяют полноценную содержательную жизнь. Без них человек не может стать зрелой личностью. В этом смысле именно общество - та естественная среда, которая лежит в основе человеческого бытия и формирует его. Кларк Кохран в книге "Характер, сообщество и политика" утверждает, что зрелая личность не может существовать в отрыве от "одного или более сообществ, определяющих ее бытие".

 

Хотя моральная автономия личности, при ее правильном толковании, является одним из важнейших человеческих качеств, следует отметить, что достижение ее каждым в отдельности возможно только при условии соответствующего обучения и воспитания в семье, среди друзей, учителей, товарищей в определенной социальной и культурной среде [1, 13].

 

В-третьих, сообщество - это явление гораздо более сложное, чем группа случайных людей. Оно порождает особые, зависящие от контекста, упорядоченные взаимоотношения. Далеко не все взаимоотношения подходят под это определение. Социальный контракт, таким образом, представляется в самом общем виде основанием, на котором строится и функционирует политическое сообщество. Сторонники коммунитаризма, предпочитающие термин "соглашение", уделяют особое внимание разнообразию отношений, входящих в рамки этого понятия, и часто спорят по поводу значимости того или иного их типа (семьи, друзей, гражданских ассоциаций, вероисповедания, гражданской ответственности и т. д.).

 

В-четвертых, коммунитаристы обычно отвергают трактовку чувств и разума с позиций либерализма. Связь чувств и разума носит сущностный, а не механический характер. Разум может часто умерять и сдерживать чувства, а чувства могут, в свою очередь, давать пищу для раздумий. В процессе интерпретации значений совместно участвуют разум и чувства не только на индивидуальном, но и на социальном уровне. Отсюда чувства отдельного человека не являются его личностными, иррациональными источниками ценностных суждений, как предполагают либералы. Чувства и ценности могут быть организованы в иерархии взаимоотношений, которые устанавливаются в основном в процессе диалога внутри сообществ. Некоторые чувства и ценности считаются более важными, чем другие, и являются объектом обсуждения в сообществе, а не просто утверждаются как непреложные истины отдельными людьми.

 

Анализируя различные взаимоотношения между людьми внутри сообщества, сторонники коммунитаризма, с одной стороны, признают проблематичность и сложность политической жизни общества и неоднозначность роли индивида в нем [б]. С другой стороны, они подчеркивают устремленность человека к достижению общественной справедливости и благосостояния. Эта вера в положительные стороны человеческой личности отличает сторонников коммунитаризма от либералов, которые слишком циничны, чтобы согласиться с этими позитивными взглядами, фактически создавая эффект самосбывающегося негативного пророчества.


В рамках общей концепции коммунитаризма можно выделить несколько направлений.

 

Разновидности коммунитаризма

 

В своих работах Роберт Бут Фаулер представляет многообразие направлений коммунитаризма в конце XX в. [4]. Рассматривая многочисленные типы сообществ, автор приходит к выводу о жизненной силе и перспективности этого направления, которое и впредь будет оказывать большое влияние на американскую политическую мысль.

 

Фаулер предлагает шесть наиболее значимых аспектов рассмотрения сообщества.

1. Сообщество как партисипативная демократия. В основе этого подхода лежит классический принцип "высокой" гражданственности, означающий активное участие в управлении сообществом. Эта "высокая" гражданственность противопоставляется преобладающей в США "низкой" гражданственности, предполагающей лишь соблюдение гражданами правовых норм.

Тем не менее сильные демократические принципы в США способствуют развитию "высокой" гражданственности. Сторонники партисипативного управления утверждают, что прямое самоуправление способствует достижению общих целей, самоуважению и гражданской гордости. Они считают, что участие в управлении на местном уровне улучшит качество национальной политической жизни, привлекая к работе на благо сообщества более ответственных государственных служащих с сильно развитым чувством гражданского долга.

 

2. Сообщество как республика добродетели. Сторонники гражданской республики в основном заняты поиском оптимальных моделей политического и административного руководства, а также усовершенствованием политических институтов на местном и государственном уровнях. Их особенно интересует анализ наиболее влиятельных политических и экономических структур, так как они оказывают ощутимое воздействие на современное общество. Многие из них разделяют озабоченность по поводу будущего американского общества и эволюции национального характера.

 

3. Сообщество как объединение людей, связанных общими корнями. Здесь наиболее важны такие традиционные институты, как семья, местная община, школа, церковь, причем особо подчеркивается значение семьи и традиций. Выражается озабоченность по поводу распада семьи в современном обществе, так как она в большей степени, чем другие институты, способствует воспитанию добродетели. Сохранение традиций в рамках данных институтов считается более эффективным средством совершенствования личности, чем участие в политической жизни.

Сторонники традиционных общин А. Макинтайр, Э. Вогелин и А. Блум критикуют стремление американцев не к упорядоченности и стабильности, а к инновациям и переменам, считая, что это привело к отрицанию идеи нравственного назначения человека в мире. Они призывают к возвращению классического образования, традиционных религиозных практик и строгих семейных нравов [5].

Другие сторонники данной теории менее заинтересованы в традиции и более - в переосмыслении основных институтов общества с эгалитарной точки зрения. Например, некоторые из них призывают к отказу от патриархальных аспектов семьи и общины. Последняя книга Л. Этциони "Дух общности: права, обязанности и программа коммунитаризма" стала широко известным манифестом нового коммунитаризма, который отражает эгалитарный характер общества [З]. Он утверждает, что либеральное движение 1950-х и 1960-х гг. зародилось вследствие оправданного стремления противостоять авторитаризму и унизительной практике дискриминации по расовому и половому признакам. Тем не менее, либеральному движению не удалось обеспечить адекватную альтернативу, позволяющую сохранить общественную нравственность и институты, которые ее воспитывают. Данная книга призывает читателей присоединиться к движению коммунитаризма и дать новую жизнь институтам семьи и школы, избавив их от некоторых подавляющих личность признаков.

 

4. Глобальное сообщество. В основе этого представления лежит страх всеобщего уничтожения, вызванного ухудшением состояния окружающей среды, последствиями ядерной войны, эксплуатацией экономических ресурсов и другими факторами. Сторонники этого подхода возлагают надежду на преобразование отдельных сообществ в единое мировое сообщество, которое признавало бы необходимость гармонии в отношениях человека с природой. Некоторые ученые призывают к планированию и проектированию окружающей среды на государственном уровне. Другие надеются на плодотворность частных инициатив, которые со временем приведут к глобальным изменениям.

 

5. Религиозное сообщество. Фаулер видит истоки этого подхода в увлечении религией, которое поддерживается разнообразными религиозными движениями, в основном евангелистского толка. Представители этого направления видят в религии самую старую и плодотворную основу общинной жизни. Она поддерживает существование трансцендентных ценностей, зарождающихся через отношение к божеству и придающих таким образом высший смысл деятельности общины.

Обращаясь к истории США, сторонники религиозного коммунитаризма вместе с приверженцами республиканского подхода к сообществу нашли убедительные доказательства религиозно-общинного влияния, которые могут быть использованы для уменьшения разделения церкви и государства. Многие верующие коммунитаристы подчеркивают роль местной инициативы и полномочий штатов как средств, способствующих проникновению религиозных принципов в государственную политику.

 

6. Экзистенциальное сообщество. Его сторонники обращают внимание на проблематичную сущность сообщества, учитывая хрупкость и парадоксальность человеческого существования. Люди объединяются, чтобы поддержать и утешить друг друга, и в то же время они разъединены. Глен Тиндер утверждает, что нам не избежать данных противоречий. Люди должны стремиться к общности и тем не менее понимать, что несовершенство человека делает эту цель недостижимой [9]. Данный подход прежде всего подчеркивает в человеческих отношениях добродетель благоразумия. Благоразумные люди стремятся к великим целям, но учитывают свои реальные возможности. Экзистенциальные коммунитаристы оплакивают утопическое морализирование, свойственное большинству направлений данного течения, и постоянно напоминают, что мы живем в далеко не идеальном мире.

 

Коммунитаризм и теория государственного управления

 

Коммунитаризм в его различных формах в настоящее время оказывает все большее влияние на теорию государственного управления, особенно в США. По крайней мере с конца 1960-х гг. государственное управление переживало кризис идентичности в политической и интеллектуальной жизни. Его роль в общественной жизни США постоянно подвергалась сомнению и насмешкам. Все большее число теоретиков-управленцев изучают коммунитаризм, надеясь построить более прочное основание своей деятельности в данной области.

 

Многие из данных теоретиков заимствуют лишь отдельные идеи коммунитаризма и никогда бы не назвали себя его сторонниками. Тем не менее такие понятия коммунитаризма, как гражданственность, общественное благо, гражданские добродетели и участие в демократических процессах, в значительной мере вдохновляют их деятельность.

 

Так, например, Терри Купер, обращаясь к истории США, разрабатывает теорию гражданственности для государственных служащих с целью возродить "этическую", или высокую, традицию гражданственности в американской политике. Он подчеркивает, что государственные руководители играют решающую роль в "постепенном и сложном процессе формирования чувства принадлежности к демократическому политическому сообществу, в котором правильно понимаемый личный интерес может получать поддержку и развитие" [2,197]. Автор указывает, что люди, стоящие па службе государства, обязаны связывать либеральную идею личной выгоды с понятием коммунитаризма об общем благе. Таким образом, согласно Куперу, государственные руководители - это граждане в высоком смысле слова, призванные донести до общественных масс понятие о высокой гражданственности. Это вызовет к жизни, по мысли автора, подлинную демократическую подотчетность и активную общественную деятельность.

 

В работах Т. Купера, а также Дж. Рора, занимающегося вопросами конституционной теории и административной ответственности, и К. Стиверс, рассматривающей понятия лидерства, подотчетности, участия и ответственности в административной теории с позиций феминизма, подчеркиваются противоречия между принципами коммунитаризма и либерализма в американской политической жизни [2; 7; 8]. И каждый из авторов стремится найти некий разумный компромисс и избежать крайностей, чреватых злоупотреблениями.

 

Большинство исследователей вопросов управления согласны с тезисом коммутарианизма о том, что сообщество следует рассматривать в многообразии его проявлении. С другой стороны, их работы отражают часто противоречивые взгляды на суть этого явления, на цели и процессы, присущие этому сложному и важному атрибуту всех политических обществ.



Ричард Т. Грин (Richard Т. Green) Перевод Н. Ипатовой

Источник: Государственное управление. Словарь-справочник (по материалам "International Encyclopedia of Public Politic and Administration") - ООО "Издательство "Петрополис"", 2000. - 632 с.

Войти

Наши партнёры

Авторское право © 2013, СООО «АВАПО». Все Права Защищены.